Меню сайта Официальный сайт Ашинского муниципального района Челябинской области
Специальная версия для людей с ограниченными возможностями Версия для слабовидящих
Общая информация Нормативные документы Информация
Загрузка...
        В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов организации торгового и бытового обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения Ашинского муниципального района на потребительские товары и бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном их качестве.
        Розничная торговля в Ашинском районе является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения района, занимая одно из ведущих мест во всей системе торгового обслуживания. Сфера торговли является инвестиционно привлекательной отраслью экономики района. За счет инвестиционных вложений в сферу розничной торговли количество торговых предприятий в районе ежегодно увеличивается за счет введения новых объектов.
        По состоянию на 01.01.2018 года в Ашинском муниципальном районе функционирует 587 предприятий розничной торговли, из которых наибольшую долю (52,0%) составляют непродовольственные предприятия розничной торговли и 48,0% - предприятия, осуществляющие розничную торговлю продовольственным ассортиментом товаров. В структуре предприятий розничной торговли произошло увеличение доли непродовольственных торговых предприятий на 0,3 процентных пункта, что является позитивным фактом структуры и одним из качественных показателей жизни населения района, вызванный ростом его покупательной способности. Анализ распределения предприятий розничной торговли в разрезе субъектов потребительского рынка в районе показывает, что наибольшая доля предприятий розничной торговли Ашинского района принадлежит представителям частного бизнеса (индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица). В 2017 году их доля составила 85,2%, 14,8% предприятий – принадлежат малым предприятиям - юридическим лицам (ООО, АО).
        Общая площадь предприятий розничной торговли составила 59506,2 кв.метров, в том числе площадь торговых залов этих предприятий составила 38202,6,0 кв.метров. Одной из задач органов местного самоуправления района является повышение обеспеченности населения Ашинского муниципального района торговыми площадями. В 2017 году введен объект торговли с большой торговой площадью с формой «самообслуживание» - магазин «Магнит Косметик» г.Аша, а также магазин «Апельсин» в г. Аше. Таким образом уровень обеспеченности населения района торговыми площадями в 2017 году составил 650,8 кв. метров на 1000 жителей района, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 19,5 кв.м.
        В целом потребительский рынок Ашинского муниципального района характеризуется как стабильный и устойчивый, имеющий достаточно высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития. Объем оборота розничной торговли по крупным и средним организациям за 2017 год по оценочным данным составит 2148,7 млн.рублей с индексом физического объема оборота розничной торговли равным 114,6%.
        Увеличение организованного сектора торговли и сокращение торговли на рынках оценивается как положительный фактор работы розничных торговых предприятий.
        Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы в структуру формирования оборота розничной торговли по формам собственности. Анализ динамики развития торговых предприятий района выявил следующие особенности: помимо снижения доли торговых предприятий государственной и муниципальной форм собственности в районе отсутствуют предприятия розничной торговли таких форм собственности, как потребительская кооперация. В силу высокого уровня урбанизации населения района и низкой покупательной способности сельского населения Ашинского района, которое традиционно обслуживалось торговыми точками потребительской кооперации, розничная торговля в системе потребкооперации района оказалась убыточной и единственное предприятие потребкооперации ПО «Кропачево» в 2004 г. было признано банкротом и прекратило свое существование.
        Одной из задач формирования устойчивого потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе в 2018 году органы местного самоуправления района ставят организацию обслуживания населения в сельских поселениях. Кроме того, несмотря на позитивные тенденции развития потребительского рынка Ашинского муниципального района, одной из главных задач остается задача обеспечения высокого качества и безопасности товаров и услуг, особенно в сфере мелкорозничной и неорганизованной торговли с использованием нестационарных объектов (с рук, лотков, палаток, тележек), где реализуется основная масса контрафактной и фальсифицированной продукции. Аналогичные задачи ставятся и в сфере общественного питания Ашинского муниципального района.
        Проведенный анализ в сфере общественного питания района показывает, что в 2017 году количество предприятий, оказывающих населению района услуги общественного питания, увеличилось по сравнению с 2016 годом и составило 92 единицы (на 6,9%), количество посадочных мест составило 4938. Общая площадь предприятий – 11559,4 кв.м.
        Оборот общественного питания в Ашинском муниципальном районе по крупным и средним организациям по оценочным данным за 2017 г. составит 48,1 млн.рублей, что составит 108,7% к уровню 2016г. в сопоставимых условиях. Если проанализировать распределение оборота общественного питания в разрезе субъектов, оказывающих данный вид услуг, то можно сделать вывод, что 95,3% общего объема оборота общественного питания составляет оборот предприятий частной формы собственности и только 4,7% оборота приходится на долю предприятий общественного питания государственной и муниципальной форм собственности, тогда как именно предприятиям данной формы собственности принадлежит 9,1% численности предприятий общественного питания. В Ашинском муниципальном районе – это предприятия, обеспечивающие оказание услуг общественного питания в учебных заведениях: школах, ПУ и техникумах.
        Рост оборота общественного питания, как правило, ограничен количеством учащихся (закрытая сеть) и низким уровнем наценки, учитывая контингент обслуживаемых.
        Задачей в сфере оказания услуг общественного питания на 2018 год является увеличение оборота общественного питания на 3% (на 3,4 млн.руб.).
        Одной из наиболее важных сфер жизнеобеспечения населения Ашинского муниципального района является сфера услуг бытового характера.         Число предприятий, оказывающих данные виды услуг в районе составляет в 2017 году 137 единиц или 104,6 % к уровню 2016 года. Увеличение числа предприятий бытового обслуживания в 2017 году произошло за счет открытия объектов по оказанию парикмахерских услуг. В общем объеме бытовых услуг около 61,3% приходится на долю четырех видов услуг: по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и пошиву одежды, ремонту, окраске и пошиву обуви, услуг парикмахерских. Из общего числа предприятий бытового обслуживания Ашинского района наибольшую долю (33,6%) составляют парикмахерские салоны. В 2017 году осталось на прежнем уровне количество предприятий по ремонту и пошиву одежды, ремонту, окраске и пошиву обуви. В целом же населению района по крупным и средним организациям в 2017 году оказано платных услуг на сумму 284,1 млн.рублей.
        Анализ деятельности предприятий бытового обслуживания Ашинского муниципального района в 2017 году показывает, что на долю физических лиц приходится 86,8% бытовых услуг, остальные (13,2%) оказываются предприятиями и организациями, в т.ч. 3,0% предприятиями муниципальной формы собственности.
        Задачей на 2018 год в данной сфере потребительского рынка является расширение перечня оказываемых бытовых услуг, повышение их качества и доступности.
        В целом развитие потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе будет осуществляться в зависимости от социально-экономических интересов населения района с учетом местных условий и пожеланий жителей, особенно сельских поселений.
        При этом актуальной остается задача обеспечения ценовой доступности товаров и услуг для малообеспеченных категорий граждан, так как существующая система обслуживания наиболее эффективно работает на покрытие спроса и удовлетворения потребностей населения района с высоким и средним уровнем достатка.
        Решение данной задачи видится в развитии магазинов «экономкласса», сети магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Монетка», магазинов-дискаутов, универсальных магазинов с применением различных форм обслуживания (самообслуживание, по образцам), развитие в системе обслуживания малоимущих граждан практики продажи товаров со скидками, в том числе по дисконтным картам. Увеличение объема товарооборота через «Интернет-магазины».
        Кроме того, другим актуальным направлением развития потребительского рынка в Ашинском муниципальном районе на 2018 год является создание на территории района сети предприятий торговли и бытового обслуживания в пределах шаговой (пешеходной) доступности не только в центре городов района, но и на «периферии», что обеспечит благоприятные условия для населения – потребителей товаров и услуг повседневного спроса. За 2017 год доля таких магазинов увеличилась на 2,0%.
        Для жителей сельских поселений Ашинского района наиболее значимой остается задача организации выездной торговли и пунктов приема заказов на услуги бытового характера.
        Вместе с тем, с целью поддержки местных товаропроизводителей в районе планируется расширение специально отведенных мест для реализации сельскохозяйственной продукции, а также организация «рынков выходного дня» и сельскохозяйственных ярмарок по продаже продукции, выращенной на личных подсобных и фермерских хозяйствах. В 2017 году проведено 16 праздничных и сельскохозяйственных ярмарок, число участников составило 378 человек.
        В связи с ростом реально располагаемых доходов и соответственно покупательной способности населения в Ашинском муниципальном районе в 2018 году ожидается рост объема розничного товарооборота на 2,2%, увеличение оборота общественного питания на 3,0%, увеличение числа посадочных мест в предприятиях общественного питания, а также повышение эффективности и качества обслуживания населения района.